Сайт учителя русского языка и литературы Колногоровой А.Д.
Главная | Уроки русского языка 2 | Регистрация | Вход
 
Суббота, 04.05.2024, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Новости
Здесь будут новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Государственное общеобразовательное учреждение

ГОУ 494 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

                             Конспект урока 

        по русскому языку

   

    Экскурсия в Музей

     русского языка

 

 

 

 

                        Учитель Колногорова  А. Д

 

 

                   Проведено 22.02.2012

                г. Санкт-Петербург, 2012 г.

 

 

 

Цель: познакомить с историей русского языка; воспитывать любовь к родному языку; формировать бережное отношение к нему.

Оборудование: электронная презентация (включает иллюстрированный материал, музыкальное оформление), стенгазета по истории языка, выставка книг.

 

 

 

Ход занятия

Оргмомент (звучит музыка. Композиторы Березовский, Бортнянский, Свиридов, Римский-Корсаков, Чайковский и др.).

(Выходят ведущие-экскурсоводы)

1-й чтец:

Родные, знакомые предкам слова

Уходят из обихода

А с ними история предков и жизнь

Всё дальше от нас год от года.

К словечкам от бабки привадила мать,

Милы они с самого детства.

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства. 

Но как отстоять его, не растерять,

И есть ли такие средства?

1-й экскурсовод: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем необычном музее – музее русского языка. Здесь хранится удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство, - русский язык.

2-й экскурсовод: Язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений. И мы приглашаем вас в зал нашего музея «Рождение языка». (выходят Кирилл и Мефодий)      

Мефодий: Мы братья Кирилл и Мефодий, те самые братья из греческого города Салоники, которые придумали русский алфавит.

Кирилл: Мы с превеликим удовольствием проведём для вас увлекательный экскурс в историю возникновения славянской письменности.

Время, когда не было письменности, называлось доисторическим, так как люди ещё не умели фиксировать свою историю.

Мефодий: Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было «Расшифровать». Однажды к персидскому царю пришёл от скифоф посланник с дарами. Он принёс птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами, отдают во власть им свои земли, воду, небо и отказываются от сопротивления.

Кирилл: А один из самых умных советников царя сказал, что знает скифоф как гордый и бесстрашный народ. Их послание означает: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю и не ускачете, как лягушки, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».

Предметы сменялись картинками, которые сначала превратились в иероглифы, а потом – в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.

Мефодий:  Славяне тоже писало, только по своему: чертили и резали на камне и бересте особые знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которую потом сматывали в клубки. Узелковое письмо считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые «волхвами или кудесниками». В память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранились некоторые выражения: «узелок на память», «бессвязная речь», «путанные мысли».

Кирилл: И вот в 863 году произошло важное событие. Мы с братом по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит и перевели с помощью его много книг. Этот алфавит назывался глаголицей, от слова глагол, что обозначает «речь, слово». В первой славянской азбуке было сорок букв, созданных на основе трёх христианских символов – креста, круга и треугольника. Глаголица просуществовала три века.

Мефодий: Позднее в Болгарии наши ученики изобрели вторую и главную азбуку – кириллицу, названную в честь Константина – Кирилла.

Кирилл: Азбука кириллица стала наиболее удобной для славян (на экране проецируется кириллица)

Мефодий: Переписчиками первых книг были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках – гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а чёрными – все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплётами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

Кирилл: Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось всё больше и больше. И вот в XVI веке Иван Фёдоров создал станов на котором можно было печатать книги.

Мефодий: Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги.

1-й чтец: Все народы, что пишут кириллицей, что зовутся издревле славянскими, славят подвиг первоучителей, христианских своих просветителей.

1-й экскурсовод: А мы с вами переходим в другой зал – «Русский язык в XVIII веке.

2-й экскурсовод: …может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

1-й экскурсовод: Конечно же, речь пойдёт о «первом русском университете» - М.В.Ломоносове.

1-й докладчик: Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи.

2-й докладчик: Крестьянский сын Михайло Ломоносов, научившийся читать и писать у местного дьячка. Он прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке, в художественной литературы, языкознании, искусстве и просвещении.

1-й докладчик: Он провёл реформу русского литературного языка и утвердил систему стихосложения (выходит Ломоносов, садится за стол, берёт в руки перо и задумывается)

Ломоносов: Богат русский язык! В нём «вериколепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильное в изображении краткость греческого и латинского языка». Однако русский язык сильно засорён иностранными словами и выражениями. В российском языке есть три рода слов. К первому относятся слова общие для славянского и русского языка, например слава, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат славянские слова: отверзаю, взываю. К третьему относятся слова чисто русские. Из этих групп рождаются три штиля – высокий, средний и низкий.

Высокий штиль торжественный им должно писать поэмы, оды. Средний штиль состоит из слов первого и третьего рода. Этим штилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры.

Низкий штиль состоит исключительно из русских слов им надо писать комедии, эпиграммы, песни.

2-й докладчик: Большое значение для развития национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами.

1-й докладчик: Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и заложил основы русского технического и научного словаря. Многие из них применяются до настоящего времени: земная ось, квадрат, удельный вес, кислота, равновесие тел и др.

2-й докладчик: Русский язык совершенствовался в произведениях: Кантимира, Тредиаковского, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, Державина, Карамзина.

1-й экскурсовод: Мы с вами переходим в следующий зал – «Русский язык в XIX веке».

2-й экскурсовод: Пушкин относился внимательно к простому слову. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.

1-й чтец: (со свечёй в руке).

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки, и былины

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светёлке теплота перинная

Свеча устало догорала,

И песня русская старинная

Его, младенца, пеленала

2-й чтец:

А кто он ей! Не сын. Не внук –

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже

Все ребятишки хороши.

Дай Бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью.

И не к нему ли всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охочь

Её питомец ненаглядный

Что сказки? – вымысел один.

Скорее, детям для острастки,

Но малолетний господин

В них видел более, чем сказки.

А зорко око, чуткий слух

Не зря даны ему природой –

Он понимал: Там русский дух!

Там Русью пахнет! И свободой.

2-й экскурсовод: «Языку нашему надобно воли дать, своеобразно с его духом», - писал А.С.Пушкин. Пушкин относился внимательно к простому слову. Уже ранние заметки Пушкина свидетельствуют о поисках источников развития и совершенствования русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигаются источники народные, фольклорные. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.

1-й чтец: (со свечой в руках):

Всё было мудро предназначено

Судьбой – с сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светёлке теплота

3-й чтец:

Хоть до свободы путь далёк,

Но сказки правду говорили.

И добру молодцу намёк

Уже звучал в устах Арины.

Сама не ведая о том,

Она урок ему давала.

Простым крестьянским языком

Саму Россию диктовала!

Любовью сердца своего

Купель бессмертную сограла

И душу певчую его

Оберегала, как умела.

Могла бы век ему служить,

Когда б судьба не разделила…

Ведь в целом мире, может быть,

Она одна его любила.

Найдёт ли счастье – как знать? –

Кудрявый мальчик со свирелью?

А ей теперь в веках стоять

Над этой светлой колыбелью.

                      (Н. Доризо. Арина Родионовна).

Инценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане…»

1-й экскурсовод: Александр Сергеевич считал народную речь «живым и кипящим источником». Им был выдвинут принцип «нагой простоты языка», и Пушкин в поэзии смело использовал бытовую лексику народной жизни. Освободив литературный язык от искусственных запретов и канонов, Пушкин открыл путь для его естественного и свободного саморазвития.

1-й чтец:

Всё в нём Россия обрела –

Свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи,

Что с детских лет нам так мила, -

Всё в нём Россия обрела.

Мороз и солнце…

Строчка – ода!

Как ярко белый снег горит!

Доныне русская природа

Его стихами говорит!

Всё в нём Россия обрела –

Своей красы любую малость.

И в нём увидела себя,

И в нём собой залюбовалась.

И вечность, и короткий миг,

И радость жизни, и страданье…

Гармония – суть мироздания.

Лишь он один её постиг!

2-й чтец:

Всё в нём Россия обрела,

Не только лишь его бессмертье, -

Есенина через столетье,

Чья грусть по-пушкински светла.

Всё в нём Россия обрела –

Свою и молодость, и зрелость.

Бунтарскую лихую смелость,

Ту, что веками в ней жила, -

Всё в нём Россия обрела,

И никогда ей так не пелось.

2-й экскурсовод: В развитии современного русского языка, формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова – писателей XIX – начала XX века: М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова…

3-й чтец:

Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком…

Вот почему всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный.

1-й экскурсовод: Одним из крупных событий XIX века является издание четырёхтомного Словаря В.И.Даля. В нём собрано более 200 тысяч слов.

1-й чтец

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались не даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

                                       (Маршак. Словарь).

1-й экскурсовод: А мы с вами переходим в зал «Русский язык в ХХ веке».

2-й экскурсовод: ХХ век – это век научного подхода к изучению языка. Большой вклад в развитие языка внесён составителями словарей С.И.Ожеговым, Д.Н. Ушаковым, И.С.Ильинской и другими.

1-й экскурсовод: Мы на пороге зала «Век XXI». Новый век только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Но родной язык – «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает … Пушкин». Язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя «велик и могуч», певучен и звучен.

2-й экскурсовод:  Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

1-й экскурсовод: В нашем музее есть ещё один зал – «Русский язык. Век CI»

2-й чтец:

Шёл на Земле сто первый век,

И путь Земли был мудр и долг,

И жил на свете человек,

Чудак, а проще – археолог.

И как-то под пластами лет,

Под массой всяких наслоений

Он странный отыскал предмет,

Изделье давних поколений.

Предмет был сделан из листков,

Сухих и жёлтых, словно осень,

Таких прозрачных, что легко

Сквозь них струилась неба просинь.

И археолог в тишине

С листков очистил пыль забвения

И прочитал на желтизне:

«Я помню чудное мгновение…»

3-й чтец:

И вдруг постиг он, что окрест

Поёт и плещет мирозданье,

Что он всю жизнь несёт свой крест

Любви, надежды и страданья.

И археолог счастлив был,

Так счастлив, что и не заметил,

Как те листки рассыпал в пыль

Уж слишком современный ветер.

И запах лёгкий, как печаль,

Исчез в последнем дуновенье,

Но в сердце колокол звучал:

«Я помню чудное мгновенье».

                (Лебёдушкина. Фантастическое)

2-й экскурсовод: Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого.

 

Знакомство со словарями русского языка:

1.      Словарь синонимов.

2.      Словарь антонимов.

3.      Этимологический словарь.

4.      Словарь ударений.

5.      Фразеологический словарь.

6.      Словарь пословиц В.И.Даля.

Подведение итогов урока.

 

Предыдущая страница <  1  2  3  > Следующая страница

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz