Государственное общеобразовательное учреждение
ГОУ 494 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект урока
по русскому языку
Экскурсия в Музей
русского языка
Учитель Колногорова А. Д
Проведено 22.02.2012
г. Санкт-Петербург, 2012 г.
Цель: познакомить с историей русского языка; воспитывать любовь к родному языку; формировать бережное отношение к нему.
Оборудование: электронная презентация (включает иллюстрированный материал, музыкальное оформление), стенгазета по истории языка, выставка книг.
Ход занятия
Оргмомент (звучит музыка. Композиторы Березовский, Бортнянский, Свиридов, Римский-Корсаков, Чайковский и др.).
(Выходят ведущие-экскурсоводы)
1-й чтец:
Родные, знакомые предкам слова
Уходят из обихода
А с ними история предков и жизнь
Всё дальше от нас год от года.
К словечкам от бабки привадила мать,
Милы они с самого детства.
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять,
И есть ли такие средства?
1-й экскурсовод: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем необычном музее – музее русского языка. Здесь хранится удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство, - русский язык.
2-й экскурсовод: Язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений. И мы приглашаем вас в зал нашего музея «Рождение языка». (выходят Кирилл и Мефодий)
Мефодий: Мы братья Кирилл и Мефодий, те самые братья из греческого города Салоники, которые придумали русский алфавит.
Кирилл: Мы с превеликим удовольствием проведём для вас увлекательный экскурс в историю возникновения славянской письменности.
Время, когда не было письменности, называлось доисторическим, так как люди ещё не умели фиксировать свою историю.
Мефодий: Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было «Расшифровать». Однажды к персидскому царю пришёл от скифоф посланник с дарами. Он принёс птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами, отдают во власть им свои земли, воду, небо и отказываются от сопротивления.
Кирилл: А один из самых умных советников царя сказал, что знает скифоф как гордый и бесстрашный народ. Их послание означает: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю и не ускачете, как лягушки, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».
Предметы сменялись картинками, которые сначала превратились в иероглифы, а потом – в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.
Мефодий: Славяне тоже писало, только по своему: чертили и резали на камне и бересте особые знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которую потом сматывали в клубки. Узелковое письмо считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые «волхвами или кудесниками». В память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранились некоторые выражения: «узелок на память», «бессвязная речь», «путанные мысли».
Кирилл: И вот в 863 году произошло важное событие. Мы с братом по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит и перевели с помощью его много книг. Этот алфавит назывался глаголицей, от слова глагол, что обозначает «речь, слово». В первой славянской азбуке было сорок букв, созданных на основе трёх христианских символов – креста, круга и треугольника. Глаголица просуществовала три века.
Мефодий: Позднее в Болгарии наши ученики изобрели вторую и главную азбуку – кириллицу, названную в честь Константина – Кирилла.
Кирилл: Азбука кириллица стала наиболее удобной для славян (на экране проецируется кириллица)
Мефодий: Переписчиками первых книг были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках – гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а чёрными – все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплётами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
Кирилл: Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось всё больше и больше. И вот в XVI веке Иван Фёдоров создал станов на котором можно было печатать книги.
Мефодий: Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги.
1-й чтец: Все народы, что пишут кириллицей, что зовутся издревле славянскими, славят подвиг первоучителей, христианских своих просветителей.
1-й экскурсовод: А мы с вами переходим в другой зал – «Русский язык в XVIII веке.
2-й экскурсовод: …может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
1-й экскурсовод: Конечно же, речь пойдёт о «первом русском университете» - М.В.Ломоносове.
1-й докладчик: Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи.
2-й докладчик: Крестьянский сын Михайло Ломоносов, научившийся читать и писать у местного дьячка. Он прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке, в художественной литературы, языкознании, искусстве и просвещении.
1-й докладчик: Он провёл реформу русского литературного языка и утвердил систему стихосложения (выходит Ломоносов, садится за стол, берёт в руки перо и задумывается)
Ломоносов: Богат русский язык! В нём «вериколепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильное в изображении краткость греческого и латинского языка». Однако русский язык сильно засорён иностранными словами и выражениями. В российском языке есть три рода слов. К первому относятся слова общие для славянского и русского языка, например слава, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат славянские слова: отверзаю, взываю. К третьему относятся слова чисто русские. Из этих групп рождаются три штиля – высокий, средний и низкий.
Высокий штиль торжественный им должно писать поэмы, оды. Средний штиль состоит из слов первого и третьего рода. Этим штилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры.
Низкий штиль состоит исключительно из русских слов им надо писать комедии, эпиграммы, песни.
2-й докладчик: Большое значение для развития национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами.
1-й докладчик: Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и заложил основы русского технического и научного словаря. Многие из них применяются до настоящего времени: земная ось, квадрат, удельный вес, кислота, равновесие тел и др.
2-й докладчик: Русский язык совершенствовался в произведениях: Кантимира, Тредиаковского, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, Державина, Карамзина.
1-й экскурсовод: Мы с вами переходим в следующий зал – «Русский язык в XIX веке».
2-й экскурсовод: Пушкин относился внимательно к простому слову. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.
1-й чтец: (со свечёй в руке).
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота перинная
Свеча устало догорала,
И песня русская старинная
Его, младенца, пеленала
2-й чтец:
А кто он ей! Не сын. Не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже
Все ребятишки хороши.
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ли всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охочь
Её питомец ненаглядный
Что сказки? – вымысел один.
Скорее, детям для острастки,
Но малолетний господин
В них видел более, чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал: Там русский дух!
Там Русью пахнет! И свободой.
2-й экскурсовод: «Языку нашему надобно воли дать, своеобразно с его духом», - писал А.С.Пушкин. Пушкин относился внимательно к простому слову. Уже ранние заметки Пушкина свидетельствуют о поисках источников развития и совершенствования русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигаются источники народные, фольклорные. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.
1-й чтец: (со свечой в руках):
Всё было мудро предназначено
Судьбой – с сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота
3-й чтец:
Хоть до свободы путь далёк,
Но сказки правду говорили.
И добру молодцу намёк
Уже звучал в устах Арины.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала.
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную сограла
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.
Найдёт ли счастье – как знать? –
Кудрявый мальчик со свирелью?
А ей теперь в веках стоять
Над этой светлой колыбелью.
(Н. Доризо. Арина Родионовна).
Инценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане…»
1-й экскурсовод: Александр Сергеевич считал народную речь «живым и кипящим источником». Им был выдвинут принцип «нагой простоты языка», и Пушкин в поэзии смело использовал бытовую лексику народной жизни. Освободив литературный язык от искусственных запретов и канонов, Пушкин открыл путь для его естественного и свободного саморазвития.
1-й чтец:
Всё в нём Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Всё в нём Россия обрела.
Мороз и солнце…
Строчка – ода!
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит!
Всё в нём Россия обрела –
Своей красы любую малость.
И в нём увидела себя,
И в нём собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мироздания.
Лишь он один её постиг!
2-й чтец:
Всё в нём Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, -
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.
Всё в нём Россия обрела –
Свою и молодость, и зрелость.
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, -
Всё в нём Россия обрела,
И никогда ей так не пелось.
2-й экскурсовод: В развитии современного русского языка, формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова – писателей XIX – начала XX века: М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова…
3-й чтец:
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
1-й экскурсовод: Одним из крупных событий XIX века является издание четырёхтомного Словаря В.И.Даля. В нём собрано более 200 тысяч слов.
1-й чтец
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
(Маршак. Словарь).
1-й экскурсовод: А мы с вами переходим в зал «Русский язык в ХХ веке».
2-й экскурсовод: ХХ век – это век научного подхода к изучению языка. Большой вклад в развитие языка внесён составителями словарей С.И.Ожеговым, Д.Н. Ушаковым, И.С.Ильинской и другими.
1-й экскурсовод: Мы на пороге зала «Век XXI». Новый век только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Но родной язык – «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает … Пушкин». Язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя «велик и могуч», певучен и звучен.
2-й экскурсовод: Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.
1-й экскурсовод: В нашем музее есть ещё один зал – «Русский язык. Век CI»
2-й чтец:
Шёл на Земле сто первый век,
И путь Земли был мудр и долг,
И жил на свете человек,
Чудак, а проще – археолог.
И как-то под пластами лет,
Под массой всяких наслоений
Он странный отыскал предмет,
Изделье давних поколений.
Предмет был сделан из листков,
Сухих и жёлтых, словно осень,
Таких прозрачных, что легко
Сквозь них струилась неба просинь.
И археолог в тишине
С листков очистил пыль забвения
И прочитал на желтизне:
«Я помню чудное мгновение…»
3-й чтец:
И вдруг постиг он, что окрест
Поёт и плещет мирозданье,
Что он всю жизнь несёт свой крест
Любви, надежды и страданья.
И археолог счастлив был,
Так счастлив, что и не заметил,
Как те листки рассыпал в пыль
Уж слишком современный ветер.
И запах лёгкий, как печаль,
Исчез в последнем дуновенье,
Но в сердце колокол звучал:
«Я помню чудное мгновенье».
(Лебёдушкина. Фантастическое)
2-й экскурсовод: Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого.
Знакомство со словарями русского языка:
1. Словарь синонимов.
2. Словарь антонимов.
3. Этимологический словарь.
4. Словарь ударений.
5. Фразеологический словарь.
6. Словарь пословиц В.И.Даля.
Подведение итогов урока.
|