Сайт учителя русского языка и литературы Колногоровой А.Д.
Главная | Уроки русского языка | Регистрация | Вход
 
Суббота, 20.04.2024, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Новости
Здесь будут новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Конспект открытого урока русского языка в 6 А классе
Учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Колногоровой Аллы Даниловны
 
Дата проведения урока: 15.05.2013 г.
Тема урока: Закрепление изученного по теме «Глагол».
Место урока в системе уроков: урок закрепления изученного по теме «Глагол».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить изученное о глаголе, учить выделять микротемы в тексте; составлять монологическое высказывание; учить выразительному чтению.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Продолжительность урока: 40 мин.
 Возрастная категория: 6 класс.
УУД:  
- личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский] – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Оборудование:  ноутбук, проектор, экран.
Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий.
Примечание от автора:
Для удобства прочтения материалов урока все примечания даны в основном тексте.
     ХОД УРОКА.
 I. Проверка домашнего задания.
Учитель
Какую часть речи мы изучили?
Ответ.
Глагол
Учитель.
Значит, как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
Ответ.
Повторение по теме: «Глагол». 
Учитель
Сегодня мы будем учиться выделять микротемы в тексте, повторять правописание глаголов, определять спряжение составлять монологическое высказывание по теме.
II. Посмотрите ещё раз внимательно текст.
     Вариант 2
Читаем 1, 2, 3 абзацы, выделяем главную мысль, микротему в каждом абзаце.
Ответ (запись в тетради).
1. Глагол – самая живая часть речи.
2. Образность глагола проявляется в грамматической категории вида!
3. Образование видовых пар (при помощи приставок, суффиксов, разных корней).
Учитель.
Проверим тестовые задания.
Ответы.
Задания   № 1 - 3,
                 № 3 – 4,
                 № 4 – 3,
                № 5 – нужно было подобрать примеры по образцу:
                читал – прочитал,
               толкать – толкнуть
               брать – взять.
Учитель.
Если вы затрудняетесь, смотрите подсказу в 3 абзаце.
III. Работа с заданиями 6, 7, 8, 9, 10.
Ответы.
№ 6 - 2; № 7 - 5, 6, № 8 - 1, № 9 - 1, № 10 - 1.
Учитель.
Молодцы! хорошо справились с текстом. 
IV. Учитель.
Ребята!  Что за дата 27 мая 1703 года?
Ответ.
День города. 310 лет
Учитель.
А 18 мая что за праздник?
Ответ
День музеев.
Учитель.
Я вчера видела чудный сон. Ко мне во сне подошла красивая молодая девушка и спросила: «Почему Вы такая грустная?». Я поделилась с ней и рассказала, что я грущу, потому что ребята из моего 6А живут в городе музеев, а в Русском музее многие ещё ни разу не были В ответ я услышала удивительные слова: «Я Вам помогу. Моё имя фея Музея и я покажу и расскажу вашим ребятам не только о Русском музее, но и о других интересных музеях нашего города».
Фея Музея (в костюме феи)
Дорогие мальчики! Дорогие девочки!
Сегодня мы совершим небольшое путешествие по нашему любимому городу, побываем в некоторых музеях. Во время путешествия мы будем внимательно слушать и рассматривать интересные экспонаты. Эти экспонаты – наши глаголы.
Первый музей.
1. Петропавловская крепость.
    Петропавловская крепость… ровесница Санкт-Петербурга. Она была заложена 27 мая 1703 года на Заячьем острове по велению Петра I. Этот день вошёл в историю как день рождения великого города на Неве.
Через месяц на территории крепости заложили собор святого Петра и Павла, поэтому крепость стала называ…ся Петропавловской. Её постройкой руководил архитектор Д. Трезини.
Задание.
Какой знак препинания нужно поставить в первом предложении? Докажите это.
Объясните орфограмму в глаголе называться.
Что общего в глаголах: заложили, руководил?
Ответ.
Прошедшее время, второе спряжение.
Учитель.
Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
Фея Музея.
В вашем кабинете есть портрет великого учёного. Чей это портрет?
Ответ.
Портрет М.В.Ломоносова.
Фея Музея
Сейчас мы отправимся музей М. В. Ломоносова.
2. Музей М.В.Ломоносова.
    В здании Кунсткамеры много лет размещалась Российская академия наук. В ней 25 лет трудился учёный М.И.Ломоносов. Он обладал большими способностями и имел разносторонние интересы. Ломоносов занимался химией… физикой… астрономией… географией… историей и другими науками, также был поэтом и художником. В память об этом человеке при Кунсткамере создали «Музей М.В.Ломоносова».
Чтение текста. В одном из предложений нужно расставить знаки препинания. Какие знаки? Расскажите правило.
Найдите глаголы в этом тексте, запишите их.
Ответ.
Трудился, размещалась, занимался.
Учитель.
Что общего в этих глаголах?
Ответ.
Они возвратные, непереходные. Докажите это.
Учитель.
А как определить переходность глаголов? Какие глаголы называются переходными? 
Ответ.
Переходные глаголы сочетаются с существительными, местоимениями, в винительном падеже без предлога.
Учитель.
А есть ли в тексте переходные глаголы?
Ответ.
Создали что? Музей. Создали – глагол переходный.
Фея Музея
Ребята! А в каком музее представлена живопись XVIII-XIX веков?
Ответ.
В Русском музее.
      3. Русский музей
     В стенах Русского музея находятся коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Большинство картин относится к периоду XVIII – первой половине XIX века. Особую ценность представляют полотна К, Брюлова, И. Айвазовского, А. Иванова.
В Русском музее много портретов работы Д. Левицкого, В. Боровиковского, О. Кипренского.
Среди мастеров второй половины XIX века – художники: В. Васнецов, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан. Все фамилии и (не) перечислиш….
Учитель.
Объяснить правописание НЕ с глаголами и окончание этого глагола.
Ответ.
Не с глаголом пишется раздельно. Расскажите правило. Во втором лице единственного числа пишем в глаголе Ь (окончание ЕШЬ, ИШЬ)
Учитель.
Ребята! А кто помнит, где у нас находится памятник И.А.Крылову? 
Ответ.
Да, в Летнем саду.
Учитель.
 И поможет нам представить Летний сад стихотворение А. А. Ахматовой «Летний сад».
Чтение стихотворения  Никитина Вероника!
Работа с текстом «Летний сад»
        4. Летний сад.
      Летний сад – это музей искусства под открытым небом. Его начали устра…вать в 1704 году. Царь Пётр очень любил этот сад и следил за его созданием.
В саду построили павильоны для отдыха, струились фонтаны. В эпоху Екатерины II появилась изящная ограда Летнего сада со стороны Невы. Это творение Е. Фельтена стало шедевром архитектуры с мировой известностью.
На одной из площадок возвышается памятник. Кому он? Его создал знаменитый скульптор П. Клодт. Памятник украшают бронзовые фигуры животных – персонажи басен.
Учитель.
Объясните орфограмму в глаголе устраивать.
Ответ.
Суффиксы  -ЫВА, -ИВА, если глагол оканчивается на –ЫВАЮ, -ИВАЮ.
Суфиксы –ОВА, -ЕВА, если глагол оканчивается на -УЮ, -ЮЮ.
Учитель.
Определите сказуемое во втором и третьем предложениях.
Ответ.
2 – составное глагольное сказуемое.
3 – простое глагольное сказуемое.
Фея Музея.
А сейчас мы побываем в необычном музее. Это музей хлеба.
5. Музей хлеба.
       Единственный в России Музей хлеба находится в Санкт-Петербурге. Он был открыт в 1988 году. Здесь собран уникальный материал об истории появления и производства хлеба на Руси.
      В музее можно увидеть  различные инструменты хлебопёков, формы для выпечки, вафельницы, пряничные доски, коллекции самоваров.
Для детей Музей хлеба проводит увлекательные экскурсии и познавательные занятия, которые прививают любовь и уважение к хлебу. Здесь расскажут, как раньше выращивали хлеб, покажут, как сервировали столы к чаепитию и как выглядит оборудование хлебозавода.
Учитель.
Прочтите текст. Найдите глаголы, определите время и наклонение.
Какие наклонения может иметь глагол. Какие особенности имеют окончания глаголов в повелительном наклонении (крикнете – изъявительное наклонение, крикните – повелительное наклонение)
Ответ
В повелительном наклонении глаголы первого и второго спряжения имеют оканчание ИТЕ.
6. Планетарий. 
      Планетарий – единственное место в Санкт-Петербурге, где звёзды видны в любую погоду. В планетарии можно узнать всё о созвездиях. Перед глазами посетителей по небу Звёздного зала пролетают кометы, сверкают молнии и полыхают полярные сияния, манит лунный свет и происходят затмения.
Учитель.
Определите устно спряжение глаголов в тексте.
Ответ.
Первое спряжение – узнать, пролетают, сверкают, полыхают.
Второе спряжение – манит, происходят.
Учитель.
Что  нужно помнить, когда делаем морфологический разбор глагола?
Ответ.
Вначале указываем постоянные признаки – вид, возвратность, переходность, спряжение.
Непостоянные признаки – время наклонения, лицо, число (в прошедшем времени – род).
Синтаксическая роль.
V. Рассказ о глаголе по плану.
VI. Тест «Повторение»
1) Найти переходные глаголы:
а) открывать;
б) присесть;
в) обидеть;
г) купить.
 
2) Найти глаголы  I спряжения:
а) работать
б) стелить;
в) дышать;
г) терпеть.
 
3) Найти характеристики, которые относятся к Глаголу:
а) изменяются по лицам, числам, падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
г) в настоящем времени изменяются по родам.
 
4) Найти лишнее:
а) тронешь, удивишь, порадуешь;
б) бежать, дать, гнать;
в) берегите, улучшайте, сохраните;
 
5) Обозначь время, лицо, число
а) играю – 1л, н.в, ед. ч;
б) замерзал – прош. вр., ед. ч, м.р;
в) нарисует – н.в, 3 л, ед. ч;
г) охотишься – н.в, 2 л, ед. ч.
    Учитель.
VII. Проверка теста.
Ответы (написаны на доске, закрыты).
1 – а, в, г.
2 – а, б.
3 – б, в.
4 – удивишь, гнать, берегите.
Поднимите, пожалуйста, руку, у кого ответы такие же как на доске.
Подведение итогов.
 
VIII. Рефлексия.
1. Вспомните свои впечатления на уроке.
2. Закончите предложение:
а)  Я работал с ………………………………………..настроением;
б) Я …………………….. доволен собой;
в) Я испытывал затруднения, когда ……………….,  в  ………...;
г) Я хочу ещё повторить тему…………………………………….;
д) Я выполнил в тесте …………………………………… задания;
е) Я ошибся в задании…………………………………………… .
IX. Домашнее задание.
Прослушайте стихотворение и скажите, о каком музее идёт речь? Где находится эта чудесная лестница. 
Стихотворение рассказывают Никитина Вероника, Кудряшова Даша.
Учитель.
Я думаю, что в этом музее мы побываем все вместе.
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
Домашнее задание
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания к нему
(1)Глагол – самая живая часть речи: название действия составляет суть фразы, делает предложение динамичным и полнокровным. (2) Не случайно слово глагол когда-то имело самое главное для языка значение – речь, слово.
(3)Образность глагола проявляется в грамматической категории вида. (4)Вид показывает, как протекает названное действие, какова его длительность. (5)Если действие не ограничено пределами - перед глазами глагол несовершенного вида.(6)Действие, представленное как целостный акт и ограниченное пределами, обозначается глаголом совершенного вида.(7)Снег таял и растаял; он писал книгу и, наконец, написал; девочка долго решала задачу и все-таки решила её.(8)Таять//растаять, писать//написать, решать//решить- это пары глаголов, противопоставленные по виду: несовершенному и совершенному.
(9)В первом случае действие предстаёт перед нами как незаконченный процесс в его длительности и повторяемости, во втором- глагол в своём значении содержит указание на ограниченность действия неким внутренним пределом.(10)В подавляющем большинстве глаголы русского языка имеют видовые пары  несовершенного и совершенного вида: читать - прочитать, видеть - увидеть, кивать - кивнуть, вскакивать- вскочить.(11)Как легко заметить из примеров, некоторые видовые пары образуются с помощи приставок (делать - сделать, редактировать - отредактировать).(12)В других видовых парах различия в значении вида обнаруживаются посредством употребления специальных суффиксов: переписывать - переписать, бросать - бросить, толкать - толкнуть.(13)Есть разнокоренные глаголы, которые образуют видовые пары: брать - взять, класть - положить, говорить - сказать.    
(14)Категория вида интересна в том отношении, что она свойственна только славянским языкам.(15)В истории русского литературного языка с видом глагола связаны многие национальные особенности речи.       
                                                                                (По. Л. Граудиной)          
 
1 О чем говорится в тексте? 
1) о появлении новых слов в языке
2) о трудных случаях правописания глаголов
3) о видах глаголов
4) о роли русского языка в мире
2  Какую мысль автор подтверждает следующими примерами:
    делать – сделать, редактировать – отредактировать?
1) некоторые глаголы не образует видовых пар
2) многие глаголы в русском языке образуются от имени существительных
3)  совершенный вид глагола образуется при помощи приставок
4)  ударение у многих глаголов является подвижным
 
3 В каком предложении говориться о том, что именно показывает вид? Напишите номер этого предложения.
     Ответ: _____________________________________________
 
4  Как автор аргументирует мысль о том, что глагол – самая живая часть речи?
1) глаголы образуют видовые пары
2) словом глагол раньше называли речь
3) глагол делает предложение динамичным и полнокровным
4) глаголы – это самая древняя часть речи
 
5  Заполните таблицу недостающими элементами.
 
Способы образования видовых пар глаголов
 
С помощью приставки
Рисовал - нарисовал Прыгать – прыгнуть Искать - найти
 
 
 
6   В какой столбик таблицы следует поместить пример вышивать – вышить? Напишите номер столбика.
     Ответ:_________________________________________________
 
7   Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) можно найти ответ на вопрос: «Чем отличаются глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида?»
Ответ:____________________________________________________
 
8   Для чего автор текста приводит примеры?
1) показать видовые пары
2) доказать, что не все глаголы образуют видовые пары
3) проиллюстрировать спряжение глаголов
4) объяснить, как изменяются глаголы по числам
 
9   Укажите номера слов, характерных для языка научной статьи.
1) грамматическая категория
2) всё-таки решила
3) целостный акт
4) самая живая
5) незаконченный процесс
Ответ:________________________________________________
 
10  Какова цель автора текста?
1) дать определение глагола как части речи
2) объяснить значение слова глагол
3) в доступной форме рассказать о видах глагола
4) доказать положение о том, что язык постоянно развивается
 

 

 

1  2  3  > Следующая страница

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz